Программы БухСофт     8 (800) 222-18-27 Задать вопрос по программам Помощь
Бухсофт

Инвентаризация. Что нужно знать для достижения ее эффективности?

  • 1 сентября 2014
  • 4658

Зачем нужна инвентаризация?

Все мы знаем, что инвентаризация — это не просто основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств, но и важное средство обеспечения экономической безопасности организации. Она помогает выявить недостачи и возместить нанесенный ущерб. Но, к сожалению, в случае проведения «плохой» инвентаризации, она сама может стать большой проблемой для предприятия.

Вопрос проведения «качественной» инвентаризации становится все более актуальным в наши дни.

Сейчас она часто является объектом аутсорсинга: сторонние специализированные компании, имея программное обеспечение и оборудование, а также профессиональный штат сотрудников, вырабатывают свои методики и технологии проведения инвентаризации.

В Российских организациях порядок и правила проведения инвентаризации регламентирует приказ Минфина России от 13.06.1995 №49, в нем же были утверждены «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ.

Виды инвентаризации имущества

Главная цель инвентаризации — это проверка состояния финансовых обязательств организации и наличия имущества (на определенную дату) путем сопоставления фактических данных с данными бухгалтерского учета. Проводится она с помощью пересчета, измерения и взвешивания материальных ценностей в производстве, на складах, на торговых площадях и в кассах. Подвергаться инвентаризации могут совершенно различные объекты бухгалтерского учета, такие как:

  1. основные средства;
  2. материальные запасы;
  3. товары в торговой сети;
  4. готовая продукция;
  5. наличные денежные средства;
  6. ценные бумаги и денежные документы.

Далее для удобства будем использовать такую аббревиатуру как ТМЦ (товарно-материальные ценности).

Казалось бы, при инвентаризации сличают всего два значения: фактическое и по данным учета. Но не все так просто.

На деле для каждого вида ТМЦ можно выделить целых пять количеств:

  1. реально находящееся на складе;
  2. по учету на складе;
  3. по учету в бухгалтерии;
  4. которое должно быть исходя из нормальной деятельности организации;
  5. отраженные в описи.

В идеале все пять количеств должны совпадать, но по факту (из-за ошибок разного рода или продуманных «махинаций») такое случается редко. Поэтому контролировать оборот ТМЦ очень сложно.

И если после проведения инвентаризации итоги ее были положительные, то это еще не значит, что на предприятии все «хорошо».

Порядок и правила проведения инвентаризации

В «Методических указаниях» очень подробно описан порядок проведения инвентаризации. Если ему следовать и соблюдать все правила, то это и приведет к «правильному» результату. Правда, часто процесс проходит с различными отклонениями, чтобы этого избежать, их надо тщательно проанализировать и выяснить, кем и чем они мотивированы. Особое внимание нужно обратить на следующие пункты.

Для проведения инвентаризации создается комиссия не менее трех человек. Обязательно присутствие материально-ответственного лица. Руководитель комиссии, а также все ее члены должны хорошо знать порядок ее проведения.

Служба безопасности должна ознакомиться с приказом об инвентаризации и обеспечить надлежащие условия (время и продолжительность проведения, состав комиссии и пр.).

При оформлении итогов инвентаризации комиссия должна полно и точно внести в опись данные о фактических остатках ТМЦ и правильно указать их отличительные признаки.

По окончании инвентаризации желательно провести контрольную проверку. К ее проведению можно привлечь сотрудников службы безопасности.

Чтобы выявить существующие нарушения, нужен комплексный подход. Помимо основного процесса инвентаризации необходимы и другие дополнительные сопутствующие меры.

Обратите внимание на то, что у нас на сайте вы можете скачать очень удобную программу для учета основных средств и расчета амортизации "Бухсофт: Предприятие".

Инвентаризация — это сложный и важный процесс. При его проведении следует также учитывать такие принципы как законность (никогда не стоит забывать про «Методические указания»), контроль (всегда стоит привлечь квалифицированного сотрудника службы безопасности), а также здравый смысл и разумность (важно обеспечить приемлемые условия проведения инвентаризации и проводить ее в наиболее важных местах, которые вызывают особые подозрения).

logo
×
Для Вас скидка на программы «БухСофт»
Поздравляем!
Для Вас есть специальное предложение по подключению
к программам и сервисам «БухСофт»
Выберите программу или сервис, Вам позвонит
персональный менеджер и предложит специальные условия.
Для скачивания файла, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Полезно знать! Вы можете приобрести лицензию на учетную программу БухСофт Онлайн (от 154 рублей в месяц) в которой всегда актуальные формы и бланки, автоматическое заполнение, формирование отчетов с проверкой перед отправкой в фонды и инспекции. Подробнее о программе

Возникли вопросы? Позвоните нам: 8 800 222-18-27 (бесплатно)
или закажите обратный звонок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Войти через социальную сеть
Регистрация
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
Заказать звонок