Супер скидка на БухСофт>>>  | ☎ 8 (800) 222-18-27
Бухсофт

Оформляем итоги ежегодной инвентаризации. Часть 1

  • 7 ноября 2017
  • 597

С помощью инвентаризации можно осуществить проверку на соответствие фактических данных данным бухучета по объемам имущества и состоянию финансовых обязательств компании на конкретную дату

Инвентаризация — обязательная процедура, проводимая всеми юрлицами и ИП периодически и по итогам года. С помощью инвентаризации можно осуществить проверку на соответствие фактических данных данным бухучета по объемам имущества и состоянию финансовых обязательств компании на конкретную дату.

Виды инвентаризации

Инвентаризацию можно проводить различными способами, существует несколько видов этой процедуры:

  • частичная — проводится один раз в год для одного или нескольких видов средств;
  • периодическая — проводится в установленные сроки в зависимости от вида имущества;
  • полная — проводится по итогам года по всему имуществу организации перед составлением годовой отчетности;
  • выборочная — проводится на разных участках деятельности компании, выборочно по некоторым видам средств, а также при проведении проверки в отношении конкретных материально-ответственных лиц.

Также стоит отметить, что инвентаризация может проводиться планово (в сроки, обозначенные локальными правовыми актами) и внепланово (по мере необходимости).

Организации, деятельность которых связана с продажами, обязаны осуществлять работу в беспрерывном режиме, поэтому осуществить полную (общую) инвентаризацию иногда не так-то просто. Полная инвентаризация — ресурсоемкий процесс, в который должно быть вовлечено несколько сотрудников (как минимум три в виде инвентаризационной комиссии), кроме того, при таком способе инвентаризации производить одновременно отгрузку товаров почти невозможно. Поэтому нередко одну масштабную инвентаризацию заменяют систематическим пересчетом отдельных групп товаров — это, так называемая, скользящая инвентаризация. Благодаря такой инвентаризации можно не прекращать отгрузку незадействованных в процессе товаров. Все же стоит понимать, что никакая иная кроме общей инвентаризации не обеспечит комплексную проверку и не сможет обнаружить недостачи или излишки во всех сегментах деятельности одновременно для своевременного их учета.

Программа складского учета «Бухсофт: Торговля» обеспечит грамотный учет на складе и позволит оперативно произвести полную инвентаризацию по итогам года.

Оформляем итоги ежегодной инвентаризации. Часть 1

Какими могут быть результаты инвентаризации?

Перед началом проведения инвентаризации руководитель компании выносит решение о ее проведении в виде приказа. В приказе должны быть обозначены сроки проведения этой процедуры, сроки утверждения итогов инвентаризации, а также состав инвентаризационной комиссии.

На этих страницах вы можете скачать унифицированные формы по учету инвентаризации, заполняемые в программах Бухсофт автоматически:

Образец формы приказа об инвентаризации

Образец формы инвентаризационной описи ТМЦ

Образец формы инвентаризационной описи основных средств

Образец формы акта инвентаризации наличных денежных средств

Все сведения о ходе проводимой инвентаризации должны быть внесены в описи, которые подписывает каждый член комиссии, а также материально-ответственные лица, закрепленные за тем или иным имуществом. Если в ходе проверки были выявлены расхождения между фактическими и учтенными в бухучете остатками, составляется сличительная ведомость.

Результатами инвентаризации могут стать излишки, недостачи, а также и то, и другое одновременно — пересортица.

Какой бы результат не был получен, все отражается в бухгалтерском учете на период проведения инвентаризации (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

При этом согласно положениям п. 28 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н расхождения в виде излишков должны быть оприходованы по рыночной стоимости имущества на дату проведения инвентаризации. Суммы излишков зачисляются на финансовые результаты компании. Если была выявлена недостача в рамках норм естественной убыли, то производится отнесение ее на издержки производства или обращения (в расходы), если же была обнаружена недостача сверх норм естественной убыли, то осуществляется ее отнесение за счет виновных лиц. Если таковые не выявлены либо суд отказал во взыскании с них убытков, то списание этих убытков производится на финансовые результаты у коммерческой компании либо на увеличение расходов у НКО.

В следующей статье подробнее разберем проводки по учету пересортицы, излишков и недостач по итогам инвентаризации.

«БухСофт» Помощник по выбору программы
Поможет понять какая программа нужна именно вашей организации.
«БухСофт Онлайн»
Бухгалтерская программа
Простая в использовании программа с поддержкой от коллег-бухгалтеров.
Подойдет как для начинающего бухгалтера, так и профессионала с несколькими компаниями.
«БухСофт» Отчетность
через интернет
Тестируйте и отправляйте отчетность в ПФР, ФСС, ФНС, Росстат, РАР. Проводите сверки с ФНС, ведите документооборот с контролирующими органами и контрагентами.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Мы в соцсетях
А еще:
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
Заказать звонок