×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Все материалы портала будут в вашем распоряжении бесплатно. А регистрация займет не более полутора минут.

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

-

Как навести порядок на забалансовых счетах

30 января 2017
3770
Средний балл: 0 из 5

Что учитывают на забалансовых счетах и как проверить учет забаланса.

Забалансовые счета – один из разделов Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). Они используются для контроля объектов, временно находящихся у компании, некоторых обязательств и отдельных бухопераций/объектов учета.

Многие бухгалтеры небольших компаний ошибочно считают, что забалансовый учет им ни к чему. Другие бухгалтеры считают забалансовые счета местом, куда можно отправить временно какой-либо объект до выяснения места его учета. Либо ошибки предыдущих периодов списываются за баланс и не портят отчетность.

Однако законодательство РФ требует соблюдать принцип имущественной обособленности и отделять активы компании от активов других фирм или собственников. Отдельные НПА настаивают на учете, например, списанной дебиторки или БСО за балансом. Кроме того, информация по забалансовым счетам должна быть указана справочно в пояснениях к бухотчетности фирмы (приложение 3, утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н). Не ведете забалансовый учет или ведете его с ошибками – значит, пренебрегаете требованием к достоверности бухучета, штраф за это — минимум 5 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАП).

Что учитывают на забалансовых счетах?

Для наведения порядка за балансом, нужно знать, какие вообще бывают забалансовые счета и что на них учитывают. Всего существует 11 забалансовых счетов, они трехзначные и в отличие от обычных счетов бухучета начинаются с нуля:

Номер счета Что учитывается на забалансовом счете
001 ОС, взятые в аренду.
002 1. Объекты, которые фирма держит у себя по договору хранения.2. ТМЦ с особыми условиями перехода права собственности на них — например, фирма-покупатель учтет на сч. 002 материалы, которые не может принять по условиям договора до полной оплаты, а также пересортицу.3. Малоценное имущество, которое уже было списано в расходы, но в силу длительного срока использования требует контроля за сохранностью.4. Смарт-карты, например, топливные карты.
003 Организация-подрядчик учитывает давальческое сырье.
004 Комиссионеры учитывают здесь товары для перепродажи.
005 Подрядчики учитывают ОС, которые им предстоит монтировать для фирмы-заказчика.
006 Бланки строгой отчетности.
007 Нереальная к взысканию дебиторская задолженность. Учитывается после списания с баланса.
008 и 009 Обеспечения платежей полученных и выданных, соответственно. Например, залог за тару.
010 Износ ОС.Аналог амортизации. Отличие износа в том, что он начисляется в конце календарного года по ОС некоммерческих организаций, а также по жилфондам, объектам внешнего благоустройства (при условии, что их приняли к учету до 01.01.2006 и начисляли износ в соответствии с законодательством на дату принятия учета).
011 ОС, которые фирма-арендодатель передала в аренду и списала с собственного баланса. На то время, пока такие ОС числятся на балансе арендатора.

Фирма может ввести собственные забалансовые счета, но тогда это нововведение следует зафиксировать в Рабочем плане счетов и приложить к учетной политике.

Как вести учет за балансом?

В бухпроводках операции по забалансовым счетам отражаются по простой записи – то есть только по дебету или кредиту забалансового счета. Бухоперации должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

К забалансовым счетам можно открывать дополнительные субсчета – например, по арендодателям, категориям арендованного имущества, клиентам, объектам износа и т. д. Учет ведется в зависимости от типа объекта:

  • в условной оценке (БСО, малоценка);
  • в договорной оценке (ОС);
  • в ценах приемо-сдаточной документации (ценности на сч. 002-005).

Проверка учета забалансовых счетов

В конце года забалансовые счета не закрываются — конечное дебетовое или кредитовое сальдо на 31 декабря текущего года становится начальным сальдо компании на 1 января следующего года. Однако забалансовые счета, как и обычные счета бухучета, должны инвентаризоваться перед составлением бухотчетности за год. Так что сейчас самое время навести порядок на забалансовых счетах:

  1. Проверьте, чтобы активы, обязательства и операции учитывались на забалансовых счетах в соответствии с их назначением. Если за балансом есть лишние объекты – отразите их правильно.
  2. Проверьте наличие первички по забалансовым операциям.
  3. Сверьтесь с документами – соответствует ли оценка/стоимость объекта условиям договора/первички и данным бухучета. Проведите пересчет БСО, сверьте типы бланков, места их хранения со сведениями учета. По просроченной дебиторке уточните, были ли основания списать ее за баланс.
  4. Составьте отдельные инвентаризационные и сличительные ведомости на забалансовое имущество. По арендованному имуществу, а также взятому на хранение составьте отдельные от собственных активов компании описи  (пп. 2.11, 4.1, 3.41 Методических указаний по инвентаризации).
  5. Если вы внедрили собственные забалансовые счета – проверьте, чтобы они были указаны в рабочем плане счетов, а объекты на них находились в соответствии с назначением счетов.

Учет на забалансовых счетах имеет свою специфику, однако он так же строго регламентирован, как и учет на обычных счетах бухучета. Порядок на забалансовых счетах – одно из условий для формирования достоверной бухотчетности.

Инструкция об оприходовании на забалансовые счета в программах Бухсофт

Инструкция о  списании с забалансовых счетов в программах Бухсофт


© Статья подготовлена экспертами бухгалтерской программы "БухСофт"
logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.
Заказать звонок